Архив журнала
Враг и вражда в ценностном пространстве древнеанглийской литературы
- 1632
- Article: PDF
DOI: 10.26710/fk-04-06
Аннотация: Анализ аксиологического пространства национальной культуры включает в себя изучение ценностей и антиценностей определенного исторического периода. Антиценностные смыслы являются динамической категорией, их репрезентация в текстах культуры зависит от ряда факторов общекультурного и литературного характера. Целью настоящего исследования
является определение специфики актуализации ключевой антиценности древнеанглийской культуры — концепта вражды — в
имагологическом пространстве литературы, в системе художеcтвенных образов. В качестве методологической базы предлагаются
следующие методы исследования: лингвостилистический, сюжетно-мотивный, коммуникативно-прагматический; контекстологический, концептуальный анализ. Концепт вражды репрезентирован образом врага, который представляет собой концентрацию
антиценностных смыслов эпохи VIII–XI вв. н. э. Враг актуализирован тремя имагологическими типами: мифологическим чудовищем, врагом христианства, враги — исторические личности. Каждый из этих типов имеет конкретную жанровую принадлежность,
при этом стоит отметить их диффузию и взаимовлияния. Стилистическая тональность образа врага является отрицательной, что
проявляется в тропеической разработке образа. Речевая партия образа состоит из речевых жанров деструктивной прагматической
направленности: менасива, упрека, прямого отрицательного приказа. Дидактический компонент картины мира религиозных жанров обусловливает наличие речевого жанра автоприговора в лингвоперсонологической разработке образа врага. На концептуальном уровне происходит реконструкция антиценностных смыслов. Враг ассоциируется с отрицательными ценностными концептами, восходящими к мифологической, героической и христианской картинам мира. Концептуальной доминантой являются антиценностные концепты христианского происхождения. Анализ внутреннего мира врага показал, что враг испытывает преимущественно отрицательные эмоции. Самым частотным чувством, ассоциированным с врагом, является страх. Ассоциативный фон
данного концепта подчеркивает его антиценностную природу: контекстуальные отношения связывают страх с концептами ада,
чудовища, греха. В заключении подчеркнуто, что образ врага – это попытка древнего человека всесторонне познать враждебный
окружающий мир. Комплексный анализ образа позволяет представить его полную характеристику в древнеанглийской культуре,
реконструировать спектр ценностных и антиценностных концептов, ассоциируемых с врагом, и описать специфику их трансформации в содержательном слое образа врага.
Ключевые слова: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ; АНТИЦЕННОСТИ; ОБРАЗ ВРАГА; ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИ; РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ; КОНЦЕПТЫ; АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ДРЕВНЕАНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ВРАЖДА
Для цитирования:
Томберг, О. В. Враг и вражда в ценностном пространстве древнеанглийской литературы / О. В. Томберг // Филологический класс. – 2018. – №4 (54). – С. 41-48. DOI 10.26710/fk-04-06 .