Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-08
Аннотация: Статья посвящена проблеме моделирования стратегии интерпретации текста. Важность постановки проблемы связана и со специфичностью материала исследования. Фрагментарность, прерывистость пространственно-временных отношений, чередование точек зрения, нелинейность организации прозы Б. Пастернака 1910–1920 осложняют процесс адекватной интерпретации текста, который требует от читателя концентрации внимания, многократного возвращения в предтекст с целью проверки правильности понимания. В связи с этим особое значение в процессе интерпретации модернистского монтажного текста приобретают приемы, фокусирующие внимание читателя. Цель исследования – выявление системы языковых средств, способствующих концентрированию внимания читателя, направляющих его в процессе взаимодействия с текстом, формирующих стратегию интерпретации. Применение описательного метода, метода сплошной выборки, контекстуального анализа и интерпретативного метода позволило выявить систему языковых средств, их функциональную специфику, систему дейктических отношений, активирующих читательское внимание путем включения определенных когнитивных механизмов. Это языковые средства и приемы персонального дейксиса (система личных местоимений), и средства диалогизации (дискурсивные элементы), и неоформленные реплики, и пространственные координаты, отражающие процесс передвижения взгляда рассказчика с объекта на объект. В совокупности все они образуют сетку дейктических координат, каждая из которых должна зацепить внимание читателя и определить его перемещение из одной точки отсчета в другую. Участвуя в организации продукционной стратегии текста, они программируют стратегии читательского восприятия и интерпретации текста. Опираясь на систему дейктических средств, читатель получает возможность адекватной интерпретации текста. Выявленная система языковых средств и принципов их взаимодействия, использованных Б. Пастернаком в ранней прозе, впоследствии станет одним из наиболее регулярных способов моделирования дейктического модуса текста, определяющим стратегию его интерпретации читателем.
Ключевые слова: Интерпретация текста; художественные тексты; дейктический модус; дискурсивные элементы; монтажные тексты; художественный дискурс; русские писатели; литературное творчество; литературные жанры; ранняя проза.

Для цитирования:

Соловьева, С. А. Дейктический модус и его роль в моделировании стратегии интерпретации текста / С. А. Соловьева // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 88-100. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-08.

For citation

Soloveva, S. A. (2021). The Deictic Mode And Its Role in Modeling the Strategy of Text Interpretation. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 88-100. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-08.

Об авторе (авторах) :

Соловьева С. А.

Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7688-2108

Сроки публикации:

Дата поступления: 23.03.2021; дата публикации: 29.10.2021 (опубликовано после доработки).

Список литературы:

Ахапкин, Д. Н. Бистабильные тексты: о когнитивных механизмах поддержания неразрешимой многозначности / Д. Н. Ахапкин. – Текст : электронный // Критика и семиотика. – 2019. – № 2. – С. 136– 145. – URL: doi.org/10.25205/2307-1737-2019-2-136-145 (дата обращения: 28.12.2020).

Ахапкин, Д. Н. Когнитивная поэтика и проблема дейксиса в художественном тексте / Д. Н. Ахапкин // Когнитивные исследования : сборник научных трудов. – СПб. : Институт психологии РАН, 2012. – С. 252–263.

Бахтин, М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. – СПб. : Азбука, 2000. – 336 с.

Богин, Г. И. Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику / Г. И. Богин. – Тверь, 2001. – 52 с.

Булыгина, Т. В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. – М., 1997. – 576 с.

Бюлер, К. Теория языка. Репрезентативная функция языка / К. Бюлер. – М., 1993. – 528 с.

ван Дейк, Т. А. Стратегии понимания связного текста / Т. А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХХIII. Когнитивные аспекты языка. – М. : Прогресс, 1988.

Гадамер, Г. Г. Истина и метод / Г. Г. Гадамер. – М., 1988. – 699 с. Гаспаров, Б. М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. – М. : Новое литературное обозрение, 1996. – 276 с.

Дымарский, М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст / М. Я. Дымарский. – СПб., 1999. – 284 с.

Дымарский, М. Я. Текст – дискурс – художественный текст / М. Я. Дымарский // Текст как объект многоаспектного исследования : сборник статей научно-методического семинара «Textus». Выпуск 3. Ч. I. – СПб. ; Ставрополь, 1998.

Женетт, Ж. Фигуры : в 2-х т. Т. 1–2 / Ж. Женетт. – М. : Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. – 944 с. Жолковский, А. К. Поэтика Пастернака. Инварианты, структуры, интертексты / А. К. Жолковский. – М. : Новое литературное обозрение, 2011. – 608 с.

Золян, С. Т. Семантика и структура поэтического текста / С. Т. Золян. – Ереван, 2014. – 336 с.

Ильенко, С. Г. Стилистические и синтаксические аспекты диалогичности / С. Г. Ильенко // Исследования по художественному тексту. Ч. 1. – Саратов, 1994.

Кравченко, А. В. Некоторые соображения о сознании и языке: гомункулус когнитивного интернализма / А. В. Кравченко // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. 15. – Владикавказ, 2013. С. 39–46.

Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. – М., 1997. – 245 с. Кузьмина, Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / Кузьмина Н. А.– Екатеринбург, 1999. – 38 с.

Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек – Текст – Семиосфера – История / Ю. М. Лотман. – М., 1996. – 464 с. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве. – СПб. : Искусство-СПб, 2000. – С. 14–288.

Мартьянова, И. А. Кинематограф русского текста / И. А. Мартьянова. – СПб. : Свое издательство, 2011. – 239 с. Смирнов, И. П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Пастернака) / И. П. Смирнов. – СПб., 2012. – 450 с.

Сребрянская, Н. А. Дейксис и его проекции в художественном тексте / Н. А. Сребрянская. – Воронеж : ВГПУ, 2005. – 255 с.

Фатеева, Н. А. Синтез целого. На пути к новой поэтике / Н. А. Фатеева. – М. : Новое литературное обозрение, 2010. – 352 с.

Хименок, В. И. Монтаж, литературные и музыкальные приемы в прозе Б. Л. Пастернака (на примере повести «Воздушные пути») / В. И. Хименок // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 11 (65) : в 3-х ч. Ч. 3. – С. 36–54.

Эко, У. Роль читателя: исследования по семиотике текста / У. Эко. – СПб. : Symposium, 2005. – 502 c. Якобсон, Р. Заметки о прозе поэта Пастернака. Работы по поэтике / Р. Якобсон. – Москва : Прогресс, 1987. – 464 с.

Bever, T. G. The cognitive basis for linguistic structures / T. G. Bever // Cognition and the Development of Language / ed. by J. R. Hayes. – New York : Wiley, 1970.

Duchan, J. F. Deixis in Narrative: A Cognitive Science perspective / J. F. Duchan, G. A. Bruder and L. E. Hewitt. – Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum, 1995. Lyons, J. Semantics. Vol. 2 / J. Lyons. – Cambridge, NY : Cambridge Univ. Press, 1977. – 897 p.

Segal, E. M. Narrative Comprehension and the Role of Deictic Shift Theory / E. M. Segal // Duchan J. F., Bruder G. A. and Hewitt L. E. Deixis in Narrative: A Cognitive Science perspective. – Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum, 2002. – P. 3–17.

Stockwell, P. Cognitive Poetics: An Introduction / P. Stockwell. – London ; New York : Routledge, 2002.

Tsur, R. Deixis and abstractions: Adventures in Space and Time / R. Tsur // (eds) Cognitive poetics in practice / ed. by J. Gavins, G. Steen. – London : Routledge, 2003. – P. 41–54.