Вам может быть интересно:
Архив журнала
Лексика актерского мастерства К. С. Станиславского: к вопросу генезиса единиц терминосистемы
- 3
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-3-113-124
Аннотация: Статья посвящена анализу генезиса лексики актерского мастерства «Системы» К. С. Станиславского, уникального примера того, как созданная автором терминосистема стала основой отраслевой терминологии и продолжает использоваться как фундамент профессионального языка артистов спустя век после ее создания. К. С. Станиславский стал автором первого научного подхода к обучению актерскому мастерству, а также соответствующего языка – логико-понятийной системы и системы терминов. Цель статьи состоит в том, чтобы посредством построения классификации терминологических единиц актерского мастерства проанализировать происхождение специальной лексики. Материалом исследования послужили терминологические единицы из корпуса сочинений К. С. Станиславского. Анализ показал значительное многообразие областей-источников для терминологии К. С. Станиславского – от заметок русских писателей о драме до йоги и европейской психологии. Заимствования не ограничиваются лексическими единицами, они выходят на уровень идей и концепций. В своих творческих поисках К. С. Станиславский руководствуется сценической практикой. Из разрозненных элементов он создает уникальный метод воспитания актера, подчиняя номинацию задачам своей «Системы». Последовательное рассмотрение групп лексики актерского мастерства, выделенных в соответствии с природой их генезиса: (терминологизированная) лексика общего употребления, общегуманитарные термины, общетеатральные термины, «прецедентные» термины, авторские неологизмы, – позволило проанализировать используемые К. С. Станиславским способы образования терминов.
В статье выделенные группы кратко анализируются с точки зрения механизмов семантической и морфологической деривации. Специфическая для литературного языка сочетаемость общеупотребительной лексики и общегуманитарной терминологии способствовала появлению новых значений у целого ряда слов за счет действия таких механизмов семантической деривации, как сужение (специализация) значений общеупотребительных слов, семантическая компрессия (стяжение), при которой существительное перенимает значение всего словосочетания, семантическая адаптация. При создании авторских неологизмов им широко используются морфологические и морфолого-синтаксический способы словообразования.
Делается вывод о полностью авторском соединении элементов различных генезисов.
Ключевые слова: терминоведение; профессиональная терминология; профессиональные термины; терминологические единицы; профессиональный язык; специальная лексика; авторская терминология; терминосистема; К. С. Станиславский; лексика актерского мастерства; актеры; актерское мастерство
Для цитирования:
Кривоносов, И. И. Лексика актерского мастерства К. С. Станиславского: к вопросу генезиса единиц терминосистемы / И. И. Кривоносов. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 3. – С. 113-124. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-113-124.
For citation
Krivonosov, I. I. (2025). Acting Lexicon as Part of K. S. Stanislavsky System. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 3. P. 113-124. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-113-124.
Об авторе (авторах) :
Кривоносов И. И.
Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург, Россия)
ORCHID ID: https://orcid.org/0009-0009-8920-7596
SPIN-код: 8705-7065
Сроки публикации:
Дата поступления: 11.01.2025; дата публикации: 31.10.2025Список литературы:
Источники
ОСРЯ – Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Р. И. Аванесова. – Москва : Русский язык, 1983. – 704 с.
РЛУ – Русское литературное ударение. Словарь-справочник / под ред. Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова. – Москва : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959. – 708 с.
ССРЛЯ – Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. – Москва ; Ленинград : Издательство АН СССР, 1948–1965.
ТСРЯ – Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва : Государственный институт «Советская энциклопедия» ; ОГИЗ ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1935–1940.
ТЭ – Театральная энциклопедия : в 5 т. / под ред. С. С. Мокульского. – Москва : Советская энциклопедия, 1961–1967.
Литература
Аткинсон, В. У. Раджа-йога: учение йоги о психическом мире человека / В. У. Аткинсон. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 313 с.
Аткинсон, В. У. Хатха-йога: йогийская философия физического благосостояния человека / В. У. Аткинсон. – Москва : Амрита-Русь, 2010. – 201 с.
Головин, Б. Н. Лингвистические основы учения о терминах / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин. – Москва : Высшая школа, 1987. – 104 с.
Гринев, С. В. Введение в терминоведение / С. В. Гринев ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова ; Московский педагогический университет. – Москва : Московский лицей, 1993. – 309 с. – EDN VREIKT.
Даниленко, В. П. О кратком варианте термина (К вопросу о синонимии в терминологии) / В. П. Даниленко // Русская речь. – 1972. – № 5. – С. 75–82.
Журавлев, А. Ф. Технические возможности русского языка в области предметной номинации / А. Ф. Журавлев // Способы номинации в современном русском языке / отв. ред. Д. Н. Шмелев. – Москва : Наука, 1982. – С. 45–109.
Кривоносов, И. И. О «сверхзадаче» К. С. Станиславского… (к истории употребления слова сверхзадача в русском языке) / И. И. Кривоносов // Русский язык в школе. – 2021. – Т. 82, № 3. – С. 92–98. – DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-3-92-98. – EDN XYBEVX.
Кристи, Г. В. Комментарии / Г. В. Кристи // Станиславский К. С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 4: Работа актера над ролью. – Москва : Искусство, 1957. – С. 473–542.
Лейчик, В. М. Терминоведение: Предмет, методы, структура / В. М. Лейчик. – Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 256 с.
Реформатский, А. А. О некоторых вопросах терминологии / А. А. Реформатский // История отечественного терминоведения : сборник / сост. В. А. Татаринов. – Москва : Московский Лицей, 1994. – С. 341–359.
Рибо, Т. Исследование аффективной памяти / Т. Рибо ; пер. с франц. Е. Максимовой. – Санкт-Петербург : типография Училища глухонемых, 1895. – 23 с.
Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо ; пер. с франц. А. Цомакион. – Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1890. – 126 с.
Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 2: Работа актера над собой в творческом процессе переживания / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство, 1954. – 421 с.
Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 3: Работа актера над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство, 1955. – 501 с.
Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 4: Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство, 1957. – 549 с.
Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 5: Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство, 1958. – 684 с.
Театральные термины и понятия. Материалы к словарю. Вып. 3 / Российский институт истории искусств ; отв. ред. В. М. Миронова. – Санкт-Петербург : РИИИ, 2015. – 294 с.
Черкасский, С. Д. Аффективная память в творчестве актера: Рибо – Станиславский – Страсберг / С. Д. Черкасский // Вопросы театра. – 2013а. – № 1-2. – С. 256–274. – EDN RATONV.
Черкасский, С. Д. Мастерство актера: Станиславский – Болеславский – Страсберг: История. Теория. Практика / С. Д. Черкасский. – Санкт-Петербург : РГИСИ, 2016. – 816 с.
Черкасский, С. Д. Станиславский и йога / С. Д. Черкасский. – Санкт-Петербург : Издательство СПбГАТИ, 2013б. – 85 с.
Чушкин, Н. Н. Комментарии / Н. Н. Чушкин // Станиславский К. С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 5: Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания. – Москва : Искусство, 1958. – С. 539–667.
Шелов, С. Д. О парадигматических отношениях в терминологии: вариативность и синонимия / С. Д. Шелов, А. Э. Цумарев // Язык. Культура. Речевое общение. – 2013. – № 2. – С. 42–59. – EDN RSICIB.
