Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-01-17
Аннотация: Актуальность темы данной статьи обусловлена необходимостью усиления интерактивной стороны процесса обучения иностранному языку на краткосрочных курсах в языковой среде. Цель исследования – установить соотношение интерактивных форм и приемов, которые определяют специфику интерактивного урока иностранного языка. В противоположность существующим точкам зрения мы предприняли попытку доказать, что эффективность интерактивного обучения зависит от систематизации интерактивных форм и приемов обучения и последовательности их использования. Для исследования закономерностей интерактивного обучения иностранному языку мы применили следующие методы: наблюдение, эксперимент и аналитический метод. Анализ интерактивных форм и приемов обучения иностранцев русскому языку на краткосрочных курсах в России показывает, что использование обучающего потенциала языковой среды делает содержание обучения естественным, актуальным и интересным. Отход от традиционных приемов обучения позволяет организовать обмен мыслями и чувствами в условиях речевого взаимодействия при создании совместного продукта (как речевого, так и неречевого). Интерактивный урок, выступающий как макроединица отбора и содержания обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на краткосрочных курсах, состоит из трех блоков (мотивационно-ознакомительный, деятельностно-ориентированный и результативный). Специально отобранные для каждой ситуации общения и расположенные в определенном порядке интерактивные формы и приемы представлены в системе интерактивных упражнений и заданий, классифицированных в зависимости от стадий усвоения речевых действий в разных коммуникативных ситуациях. В статье представлены формы и приемы интерактивного обучения русскому языку как иностранному, которые преподаватели могут применять на краткосрочных курсах. Авторы показали, что интерактивные приемы и формы обучения стимулируют иностранных учащихся к устно-речевому общению на изучаемом языке. Это способствует развитию умений социального и учебного взаимодействия учащихся для решения актуальных коммуникативных задач в реальных ситуациях общения. Перспектива исследования видится в том, чтобы разработать интерактивные приемы обучения иностранному языку для разных возрастных групп учащихся и разных уровней владения иностранным языком.
Ключевые слова: ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ; ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ; ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ; РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ; РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ; КРАТКОСРОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ; РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Для цитирования:

Баграмова, Н. В. Interactive Lesson as a Macro-Unit of Teaching Russian as a Foreign Language in Short-Term Courses / Н. В. Баграмова, А. В. Васильева // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С. 173–183. DOI 10.26170/FK20-01-17.

For citation

Bagramova, N. V., Vasilieva, A. V. (2020). Interactive Lesson as a Macro-Unit of Teaching Russian as a Foreign Language in Short-Term Courses. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №1. P. 173–183. DOI 10.26170/FK20-01-17.

Об авторе (авторах) :

Баграмова Н. В.

Российский государственный университет им. А. И. Герцена

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6599-0285

 

Васильева А. В.

Санкт-Петербургский государственный университет

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5071-6846

Список литературы:

Абрамова, М. В. Интерактивность учебного текста в контексте формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся / М. В. Абрамова. – Текст: электронный // Образовательные технологии и общество. – 2015. – Т. 18, вып. 4. – С. 529–539. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-uchebnogoteksta-v-kontekste-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-inostrannyh-uchaschihsya (дата обращения: 13.03.2019).

Алхазишвили, А. А. Основы овладения устной иностранной речью / А. А. Алхазишвили. – Москва: Высшая школа, 2004. – 205 с.

Бурина, Е. В. Современные принципы обучения второму иностранному языку / Е. В. Бурина // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2015. – № 4. – С. 103–109.

Вавулина, А. В.  Использование технологии веб-квест при обучении РКИ на  разных этапах обучения / А. В. Вавулина, Е. Ю. Николенко // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. – 2017. – Том 3 (69), № 4. – С. 52–66.

Васильева, А. В. Дискомфортные ситуации общения для студентов-иностранцев, обучающихся в русской языковой среде / А. В. Васильева // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей участников международной XVI научно-практической конференции 19–21 апреля

2017 г. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – С. 255–259.

Добренькова, Н. Н. Роль русской речевой среды в обучении иностранных студентов-филологов / Н. Н. Добренькова // Сборник научно-методических материалов к лекциям для слушателей ФПК. – Москва: Русский язык, 1982. – С. 26–30.

Колосницына, Г. В. Взаимодействие видов речевой деятельности при использовании интенсивных методов обучения (на материале русского языка как иностранного) / Г. В. Колосницына. – Москва: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. – 136 с.

Коротаева, Е. В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Е. В. Коротаева. – Москва: Национальный книжный центр ИФ «Сентябрь», 2016. – 192 с.

Леонтьев, А. A. Обучающие функции языковой среды и проблема интенсификации включенного обучения / А. А. Леонтьев // Русский язык за рубежом. – 1983. – № 4. – С. 60–63.

Маркова, И. Н. Интерактивные методы обучения русскому языку иностранных студентов / И. Н. Маркова // Новые технологии. – 2006. – № 1. – С. 18–21.

Орехова, И. А. Языковая среда. Попытка типологии / И. А. Орехова. – Москва: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2003. – 194 с.

Панина, Т. С. Интерактивное обучение / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова // Образование и наука. – 2007. – № 6 (48). – С. 32–41.

Пассов, Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем / Е. И. Пассов. – Санкт-Петербург: Златоуст, 2009. – 124 с.

Федорова, Д. В. Образовательный потенциал интерактивного процесса учения на примере начальной ступени овладения иноязычной культурой / Д. В. Федорова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Специальный выпуск. – 2008. – С. 303–307.

Федотова, Н. Л. Особенности организации интерактивного обучения иностранным языкам / Н. Л. Федотова, А. В. Васильева // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 3 (51). – С. 98–105.

Якимович, И. Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в вузе / И. Г. Якимович // Вестник Брянского государственного университета. – 2016. – № 1. – С. 381–383.

Brown, H. Douglas. Teaching by Principles: An Interactive Approach to Language Pedagogy / H. Brown. – 3rd ed. – Pearson ESL, 2007. – 569 p.

Md. Mahroof, H. Interactive Teaching and Problems in Perspective of Bangladesh / H. Md. Mahroof // IOSR Journal of Research & Method in Education (IOSR-JRME). – Jul-Aug. 2014. – Vol. 4, Issue 4. – Ver. III. – P. 14–17.

Pradono, S. A Method for Interactive Learning / S. Pradono, M. S. Astriani, Ju. Moniaga // International Journal of Communication & Information Technology (CommIT). – 2013 (Oktober). – Vol. 7, № 2. – P. 46–48.

Rivers, Wilga M. Principles of Interactive Language Teaching / Wilga M. Rivers. – 1997. – URL: http://edevaluator.org/rivers/10Principles_0.html (дата обращения: 29.03.2019). – Text: electronic.

Seedhouse, P. Classroom Interaction: Possibilities and Impossibilities / P. Seedhouse. – Text: electronic // ELT Journal. – 1996. – № 50/1. – P. 16–24.